Доклад по Ту-154 в целом правдив, но есть ошибки, считает польский представитель при МАК
12 января 2011 года
Аккредитованный при Межгосударственном авиационном комитете представитель Польши Эдмунд Клих считает, что доклад МАК по смоленской катастрофе, обнародованный в среду, в целом правдив, но содержит ошибки, передают польские СМИ.
Самолет Ту-154 польского президента Леха Качиньского разбился под Смоленском 10 апреля 2010 года. Погибли 96 человек - 88 пассажиров и восемь членов экипажа, среди погибших сам президент, его супруга и часть руководства страны. Расследование авиакатастрофы проводилось технической комиссией МАК. В среду на пресс-конференции комитет обнародовал доклад по катастрофе, согласно которому непосредственной причиной ЧП стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром, системными причинами стали недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
"Этот доклад является неполным и содержит ошибки. Сказано, что если бы экипаж выполнил команду "Горизонт", то они могли бы безопасно уйти (на запасной аэродром), а это неправда. Команда была подана слишком поздно, и шансов уйти уже не было", - сказал представитель Польши в эфире польского телевидения.
Согласно докладу МАК, руководитель полетов на аэродроме в Смоленске не дал разрешения на посадку самолету на "высоте принятия решения".
Клих также полагает, что катастрофы можно было избежать, если бы на борту присутствовал российский переводчик.
"Если бы на борту был российский переводчик, то катастрофы бы не произошло", - сказал он.
В докладе МАК говорится, что экипаж лайнера вел переговоры с диспетчерами по-русски, общий уровень знания языка командиром экипажа эксперты комитета оценили как удовлетворительный. Остальные члены экипажа русским языком, вероятно, "в достаточной степени не владели", сказал представитель МАК, добавив, что документов об их уровне владения русским представлено не было.
По словам представителя МАК, аэродором "Смоленск-Северный" не является международным, поэтому переговоры на английском не были предусмотрены.
В отчете МАК также говорится, что польская сторона не выполняла технических рейсов для проверки оборудования аэродрома в Смоленске и его возможности принимать литерные рейсы с учетом фактического уровня подготовки экипажей, от услуг штурмана-лидировщика польская сторона отказалась.
В работе следствия по линии МАК постоянно принимали участие 24 эксперта из Польши. Российская сторона разрешила представителям польской прокуратуры присутствовать при вскрытии "черных ящиков" и, не дожидаясь завершения расследования, передала Польше копии бортовых самописцев, 60 томов документов (более 20 тысяч страниц).