Бельгия побила "рекорд" Европы по продолжительности политического кризиса
8 января 2011 года
Бельгия стала в субботу в Европе своеобразным рекордсменом по продолжительности политического кризиса, передает корреспондент .
Восьмого января исполнилось 209 дней со дня проведения внеочередных парламентских выборов в Бельгии, по итогам которых должно быть сформировано новое федеральное правительство страны, чего до сих пор так и не удалось сделать франкоязычными и нидерландоязычными политиками в силу сохраняющихся между ними серьезных разногласий.
До Бельгии "рекорд" по продолжительности процесса формирования исполнительной власти удерживала соседняя Голландия, которой для этого потребовалось 208 дней в 1977 году.
Стать "рекордсменом" Бельгия могла еще в 2007 году, но тогда новый кабинет министров увидел свет спустя 197 дней переговоров. Мировой же рекорд по продолжительности процесса создания правительства пока твердо удерживает Ирак - в 2009 году он занял 289 дней.
Затяжной политический кризис в Бельгии в очередной раз обострился в связи с самоотводом в четверг бывшего вице-премьера Бельгии Йохана ванде Ланотта (Johan Vande Lanotte), на которого король бельгийцев Альберт II как формальный глава государства еще в октябре 2010 года возложил миссию "примирителя" политических партий, участвующих в переговорах о формировании кабинета министров.
Сам монарх пока не принял отставку ванде Ланотта, взяв до понедельника, 10 января, время для обдумывания дальнейших шагов.
Ряд франкоязычных бельгийских СМИ уже назвали сложившуюся ситуацию "полным тупиком". В условиях политического кризиса продолжает работу кабинет Ива Летерма, чья отставка послужила поводом к июньским выборам в федеральный парламент.
"Нельзя заставить пить лошадь, которая этого не хочет", - так охарактеризовал ситуацию с переговорами представляющий фламандских социалистов ванде Ланотт, который ранее заявлял, что в результате его посредничества отмечено сближение сторон по вопросам финансирования федерального бюджета.
В ходе традиционного предрождественского телеобращения к бельгийцам монарх также утверждал, что "после шести месяцев переговоров все необходимые элементы (для консенсуса) находятся на столе и позволяют реализовать глубокую государственную реформу".
Одним из "камней преткновения" на переговорах о формировании правительственной коалиции стало налогообложение. Барт де Вейвер, лидер партии фламандских националистов "Новый фламандский альянс", которая одержала громкую победу на июньских выборах в федеральный парламент Бельгии и собрала наибольшее число голосов в нидерландоязычном регионе страны - Фландрии, первоначально настаивал на том, чтобы 40-50% подоходного налога с физических лиц поступало в бюджеты бельгийских регионов. Лидеры политических партий экономически менее благополучной франкоязычной Валлонии требовали, чтобы эти отчисления регионам не превышали 10%.
По информации СМИ, ванде Ланотт со своей стороны предложил поднять эту планку до почти 30%, что не устроило валлонских политиков.
Первоначально именно де Вейверу было поручено сформировать правительственную коалицию, однако стороны отказались проявить политическую гибкость в ходе переговоров, и король бельгийцев передал инициативу Элио ди Рупо - главе Социалистической партии, победившей на выборах во франкоязычной Валлонии. Ему, однако, также не удалось добиться консенсуса между семью фламандскими и валлонскими партии.
Спустя некоторое время монарх вновь возложил на де Вейвера обязанности вести переговоры о достижении согласия между оппонентами, но он в этом не преуспел и взял самоотвод.
Тем не менее король поручил лидеру фламандских националистов в течение десяти дней попытаться урегулировать существующие разногласия, основное из которых касается расширения финансовой и административной самостоятельности бельгийских регионов. Однако политические объединения бельгийцев-франкофонов отвергли новые предложения де Вейвера, но заявили о готовности к продолжению диалога.
После этого король возложил миссию "примирителя" на ванде Ланотта.
Де Вейвер, однако, еще в декабре прошлого года заявил, что его партия не намерена создавать правительственную коалицию с франкоязычными партиями, участвующими в переговорах о формировании правительственной коалиции. При этом фламандский политик дал понять, что он готов идти на новые выборы в федеральный парламент.
В интервью немецкому изданию Spiegel он назвал Бельгию нефункционирующей и неудавшейся страной, "больным Европы".
На фоне обострения политического кризиса международное рейтинговое агентство Standard & Poor's пересмотрело прогноз суверенного рейтинга Бельгии со "стабильного" на "негативный".
При этом S&P подтвердило долгосрочный рейтинг Бельгии на уровне "AA+", а краткосрочный - на уровне "A-1". Агентство отметило, что в будущем рейтинг будет с большей вероятностью пересматриваться в сторону понижения.
Несмотря на то, что политики и пресса на полном серьезе заговорили о возможности распада Бельгии как государства, результаты недавнего опроса, проведенного по заказу фламандского телеканала VTM, свидетельствуют, что более половины - 56% - фламандцев не хотят независимости бельгийского региона Фландрии, а за его выход из состава страны выступают 33% респондентов.