Бельгия оказалась в полном политическом тупике
7 января 2011 года

Затяжной политический кризис в Бельгии в очередной раз обострился в связи с самоотводом бывшего вице-премьера Бельгии Йохана ванде Ланотта (Johan Vande Lanotte), на которого король бельгийцев Альберт II еще в октябре 2010 возложил "примирителя" политических партий, участвующих в переговорах о формировании нового федерального правительства страны, передает корреспондент .

Франкоязычный телеканал RTBF уже назвал это известие "полным политическим тупиком". Новое федеральное правительство Бельгии до сих пор не сформировано по итогам парламентских выборов июня 2010 года из-за разногласий между франкоязычными и нидерландоязычными политиками. В условиях политического кризиса продолжает работу кабинет Ива Летерма, чья отставка послужила поводом к июньским выборам в федеральный парламент.

"Нельзя заставить пить лошадь, которая этого не хочет", - так охарактеризовал ситуацию на переговорах представляющий фламандских социалистов ванде Ланотт, которые ранее заявлял, что в результате его посредничества отмечено сближение сторон по вопросам финансирования федерального бюджета.

В ходе традиционного предрождественского телеобращения к бельгийцам монарх также утверждал, что "после шести месяцев переговоров все необходимые элементы (для консенсуса) находятся на столе и позволяют реализовать глубокую государственную реформу".

Одним из "камней преткновения" на переговорах о формировании правительственной коалиции стало налогообложение. Барт де Вейвер, лидер партии фламандских националистов "Новый фламандский альянс", которая одержала громкую победу на июньских выборах в федеральный парламент Бельгии и собрала наибольшее число голосов в нидерландоязычном регионе страны - Фландрии, первоначально настаивал на том, чтобы 40-50% подоходного налога с физических лиц поступало в бюджеты бельгийских регионов. Лидеры политических партий экономически менее благополучной франкоязычной Валлонии требовали, чтобы эти отчисления регионам не превышали 10%.

По информации СМИ, Ванде Ланотт, со своей стороны, предложил поднять эту планку до почти 30%, что не устроило валлонских политиков.

Первоначально именно де Вейверу было поручено сформировать правительственную коалицию, однако стороны отказались проявить политическую гибкость в ходе переговоров, и король бельгийцев как формальный глава государства передал инициативу Элио ди Рупо - главе Социалистической партии, победившей на выборах во франкоязычной Валлонии. Ему, однако, также не удалось добиться консенсуса между семью фламандскими и валлонскими партии.

Спустя некоторое время монарх вновь возложил на де Вейвера обязанности вести переговоры о достижении согласия между оппонентами, но он в этом не преуспел и взял самоотвод.

Тем не менее король поручил лидеру фламандских националистов в течение десяти дней попытаться урегулировать существующие разногласия, основное из которых касается расширения финансовой и административной самостоятельности бельгийских регионов. Однако политические объединения бельгийцев-франкофонов отвергли новые предложения де Вейвера, но заявили о готовности к продолжению диалога.

После этого король возложил миссию "примирителя" на ванде Ланотта.

Де Вейвер, однако, еще в декабре прошлого года заявил, что его партия не намерена создавать правительственную коалицию с франкоязычными партиями, участвующими в переговорах о формировании правительственной коалиции. При этом фламандский политик дал понять, что он готов идти на новые выборы в федеральный парламент.

"Если мы войдем в такое правительство, мы рискуем проиграть следующие выборы. Нас избрали потому что мы выступаем за радикальные реформы и потому что избиратели доверяют нам за то, что мы не капитулировали после шести месяцев переговоров", - заявил де Вейвер.

В интервью немецкому изданию Spiegel он назвал Бельгию нефункционирующей и неудавшейся страной, "больным Европы".

На фоне обострения политического кризиса международное рейтинговое агентство Standard & Poor's пересмотрело прогноз суверенного рейтинга Бельгии со "стабильного" на "негативный".

При этом S&P подтвердило долгосрочный рейтинг Бельгии на уровне "AA+", а краткосрочный - на уровне "A-1". Агентство отметило, что в будущем рейтинг будет с большей вероятностью пересматриваться в сторону понижения.

Несмотря на то, что политики и пресса на полном серьезе заговорили о возможности распада Бельгии как государства, результаты недавнего опроса, проведенного по заказу фламандского телеканала VTM, свидетельствуют, что более половины - 56% - фламандцев не хотят независимости бельгийского региона Фландрии, а за его выход из состава страны выступают 33% респондентов.