Слепая девочка Наташа борется за право учиться в обычной школе
31 декабря 2010 года
Кататься на велосипеде, играть на скрипке и фортепиано, сочинять стихи и песни и даже писать музыку - все это увлечения отличницы-восьмиклассницы из Ростова-на-Дону Наташи Писаренко, которая учится в обычной городской школе. Но кроме пятерок в дневнике, а также многочисленных грамот и наград, у Наташи есть особенность, которая отличает ее ото всех остальных школьников: девочка абсолютно слепая с самого рождения. Это не мешает ей жить и учиться, как самому обычному подростку, - но только пока.
Для полноценного и успешного образования Наташе уже требуются специальные технические средства, которые очень скоро станут остро необходимы. Родители Наташи не могут их себе позволить, а получить помощь от государства тоже пока не удалось.
Ни во время беременности Наташиной мамы, ни вскоре после родов рассмотреть врожденную патологию у ребенка не смогли. Что девочка не видит, стало понятно только спустя полгода после ее рождения.
Родители Наташи решили сами воспитывать дочку, параллельно постигая и узнавая, как живут незрячие. Мама Ольга Писаренко даже оставила свою работу в аптеке и выучилась на переводчика со шрифта Брайля (рельефно-точечный шрифт слепых). Именно с ее ежеминутной помощью до сих пор и проходит все обучение Наташи.
ГРИФЕЛЬ ВМЕСТО РУЧКИ
"Записываем тему урока: "Все о словосочетании", - говорит учитель русского языка и литературы Валентина Витальевна Васильева, и в классе начинает раздаваться методичное и уже привычное для всех постукивание. Это Наташа пишет на специальных листах с помощью грифеля.
Такой метод - стандартная форма записи для слепых с помощью шрифта Брайля. Бумажный лист разделен на прямоугольники, в каждом из которых записывается одна буква. После прокалывания на обратной стороне листа появляется выпуклость, которая и считывается после того, как страница будет перевернута.
Учительница предлагает детям в игровой форме закрепить только что пройденный материал.
"Давайте разделимся на две команды - команду мальчиков и команду девочек. Первую команду представят два Ромы и Онар, вторую - Наташа, Инна и Вика", - предлагает Валентина Витальевна.
Наташа встает со своего места на последней парте третьего ряда и медленно между рядами проходит к доске. С первой парты встает одноклассница и, легонько касаясь спины, направляет Наташу к месту у доски.
"Давайте вспомним стихотворение об осени. Можно сочинить свое на ходу", - последнюю фразу учитель говорит, обращаясь к Наташе, зная, что она с этим справится, как не раз уже это демонстрировала.
"Настала осень золотая,
Опала желтая листва.
И потихоньку остывают
Все водоемы и моря", - Наташа сочинила свое стихотворение всего через полминуты.
Команда мальчиков проиграла, и ребята возвращаются на свои места. Ближайшая к Наташе одноклассница берет ее сзади за плечи и провожает до парты.
У НАТАШИ НЕ СПИШЕШЬ
Мама сидит с Наташей на всех уроках, но ее присутствие почти незаметно. Она не вмешивается в учебный процесс, а только помогает дочке в организационных вопросах - разложить или собрать вещи. Необходима мамина помощь и в переводе брайлевских записей Наташи в традиционное письмо.
"Иногда доходит до смешного. Наташа же отличница и хорошо все знает. И на каких-нибудь контрольных к ней поворачиваются и просят списать. Но, увы, не могут, так как она пишет в Брайле, а я перевожу это позже. Некоторые одноклассники интересовались Брайлем, чему-то даже научились и кое-что понимают, но не настолько, чтобы могли списывать", - рассказывает Ольга.
Кроме того, что она расшифровывает Наташины записи, мама еще и переводит тексты всех учебников.
"Достать учебники для слепых - это большая сложность и редкость. Они редко перевыпускаются, а те, что есть, как правило, уже достаточно старые и не соответствуют современным программам. Часто бывает, что в обычном учебнике написано одно, а в брайлевском - совсем другое, вот и приходится по ночам переписывать темы, которые будут проходить на следующий день", - говорит мама Наташи.
ШКОЛА БЕЗ ПРИСТАВКИ "СПЕЦ"
Родители не захотели отдать Наташу в специализированный интернат для слепых, когда пришло время идти в школу. Во-первых, на тот момент такой интернат в Ростовской области был всего один - в Новочеркасске, а это в 30 километрах от донской столицы. Во-вторых, им не нравилось, что это учреждение носит статус специализированного.
"Нам было непонятно, с какой стати мы должны отдать нашего ребенка в школу-интернат, которая к тому же находится в другом городе. И почему мы должны разлучаться с ребенком, ведь у ребенка есть семья?! Что касается школы, то мы расценили следующим образом: Наталья Писаренко - гражданка России, а Конституция Российской Федерации, статья 43, гарантирует общедоступность образования. Поэтому мы пошли в ближайшую школу, ей оказалась гимназия 19", - рассказывает отец девочки Николай Писаренко.
Вот тут-то и выяснилось, что взять инвалида по зрению в неспециализированную школу просто так не получится. Законодательная база это сделать не позволяла, так как обучать слепых в неприспособленных для этого учреждениях нельзя. Однако выход все же нашелся - Наташу формально зачислили на домашнее обучение (в рамках которого на дом должен несколько раз в неделю приходить учитель), а фактически она полноценно посещала и до сих пор посещает обычную школу.
Эту же гимназию с медалью закончила старшая сестра Наташи. Девочку хотели отдать к тому же педагогу начальных классов, у которой училась и старшая дочь, но учитель отказалась.
"Мы нашли учителя, готового работать с нами. И она - настоящий молодец", - говорит мама Ольга Писаренко. По ее словам, учитель с самого первого дня обучения внушила всему классу, что Наташа такая же, как и все, просто кое в чем ей нужно помогать.
ГОРДОСТЬ ШКОЛЫ
Спустя несколько лет после рождения Наташи стало заметно, что, забрав одно из самых главных чувств, природа наградила ее качествами, которыми обладают не все зрячие - отличной памятью, тягой к знаниям и многочисленными творческими талантами.
Когда Наташе исполнилось пять лет, родители привели ее в музыкальную школу по классу аккордеон. Сейчас девочка на нем уже почти не играет - он уступил свое место фортепиано и скрипке.
С 2006 года Наташа учится в 10-й ростовской музыкальной школе имени Прокофьева по классу фортепиано. Как рассказывает ее преподаватель Любовь Курганова, со временем возникла необходимость обучать девочку вокалу, так как у нее накопилось множество стихов и музыки собственного сочинения.
"У нас есть отличники. Но они учатся именно играть, а Наташа еще и сочиняет музыку. И пришла пора, когда она поняла, что надо заниматься вокалом, чтобы она могла сама исполнять свои произведения, так как пишет полноценные песни. И надо сказать, что она хорошо продвигается, так как имеет абсолютный слух", - говорит преподаватель.
По ее словам, в музыкальной школе гордятся тем, что у них есть такая ученица.
"Мы ею гордимся и не жалеем, что взяли ее. Мы радуемся успехам Наташи и тому, что у нас все получается", - говорит директор гимназии №19, в которую Наташа ходит с первого класса, Арутюн Назарян.
По его словам, когда Наташа начинала учиться, ни он, ни учителя не брались спрогнозировать, получится ли у нее осваивать школьную программу наравне с другими детьми. Да и у самих педагогов не было опыта работы с незрячими. Боялись, что Наташа не "потянет" и ее переведут в специализированное учреждение для слепых.
НЕЦЕЛЕВЫЕ ГАДЖЕТЫ
Глава семейства Николай Писаренко совмещает должности водителя и системного администратора в одной ростовской компании. По его словам, уже два года он пишет письма в различные инстанции, чтобы его дочь помогли перевести на интегрированное обучение (обучение, при котором люди с ограниченными возможностями с помощью различных вспомогательных устройств и педагогических методов обучаются наравне со всеми).
Наташе нужны брайлевские дисплей и принтер. Это устройства, которые позволяют слепому полноценно пользоваться компьютером.
Наташа и так им владеет. У нее дома есть ноутбук, на который она записывает свои сочинения. На нем стоит специальная программа, которая озвучивает все нажатия клавиш. Аналогичная программа стоит и в смартфоне девочки, который ей вручил Иосиф Кобзон за победу на конкурсе "Филантроп". Поэтому технически она весьма подкована. Но эти гаджеты лишь адаптированы для работы со слепыми людьми, а не предназначены исключительно для них.
Брайлевский дисплей проецирует на специальную ленту то, что отображается на традиционном мониторе, а принтер способен печатать как в Брайле, так и в традиционном печатном варианте, а также совмещая оба этих способа на одном листе.
"С этим оборудованием жене не нужно будет переписывать учебники вручную, так как это можно будет легко напечатать и, соответственно, у Наташи учеба пойдет быстрее и качественнее. Стоит такое оборудование около полумиллиона рублей, у нас таких денег нет. Поэтому и приходится писать письма с просьбой помочь", - говорит Николай, держа в руках стопку конвертов, в которых - ответы на его запросы.
По электронной почте, по его словам, переписка выглядит еще обширнее.
"Писал и в министерство образования России, трижды президенту России, в московское представительство ЮНИСЕФ, еще писал во многие места, различные фонды, газеты, лично обращался к политикам. Федеральные ведомства требуют разобраться с ситуацией на местном уровне, возвращая обращения в Ростов", - поясняет он.
В региональном министерстве образования предлагают перевести Наташу в новочеркасский интернат, где есть все необходимое. Купить, по словам чиновников, это оборудование для нее нельзя, равно как и приобрести его для школы Наташи.
"Для того чтобы директор имел право купить для школы какое-то специализированное техническое средство обучения, у него должно быть разрешение в плане законодательства, в плане нормативной базы. Нормативная база на сегодняшний день ему не позволяет... Это будет нецелевое расходование бюджетных средств. Это уголовно наказуемое мероприятие", - так поясняет Николаю специалист отдела общего и профессионального образования Ольга Дятлова.
ДОСТУЧАТЬСЯ ДО НЕБЕС
О том, что способов получить оборудование для Наташи без перевода ее в интернат нет, ее отец написал в официальном микроблоге президента России KremlinRussia. Свое послание он выразил в 186 сообщениях, и Дмитрий Медведев отреагировал. Он поручил министерству образования и науки разобраться с проблемами обучения слепых детей в школах.
"По поручению президента Ваше обращение передано в министерство образования. Министр обещал помочь", - сообщила пресс-служба Кремля в официальном ответе на открытое обращение Писаренко.
В тот же день, когда появилось это сообщение, Николая вызвали на прием в областное министерство образования.
"Мы будем закупать оборудование в 2011 году и как раз закажем для нее. И у нее будет такое оборудование, и она будет ходить на сервер, где у нас такие дети занимаются через центр дистанционного образования", - сказал начальник отдела спецобразования и социально-правовой защиты детства министерства образования области Петр Серов.
Николай уже не верит в то, что его дочь когда-нибудь получит нужное ей оборудование, а в школе будут созданы необходимые для нее условия. Слишком много времени и сил было потрачено, чтобы этого добиться.
Сама Наташа уходить из любимой гимназии не хочет.
"Мне в гимназии нравится, я общаюсь с одноклассниками, на каждой перемене у нас что-то новое, что-то смешное. Мысли о том, что в школе для слепых было бы лучше, даже не возникало", - говорит она.
Сейчас у девочки на первом месте учеба, и даже свои мечты она связывает именно с образованием.
"Мечтаю продолжить заниматься аккордеоном, а также знать английский и немецкий в совершенстве. Сейчас я в основном английский учу в школе. А немецкий... Я нашла радиостанцию "Немецкая волна", и там есть ежедневный радиокурс немецкого языка, вот я по ним занимаюсь", - говорит Наташа.
Еще девочка мечтает связать свою жизнь с музыкой и литературой.
"Мне очень нравится сцена и волнение, которое испытываешь, когда на нее выходишь. Хочу в будущем стать музыкантом: либо исполнителем, либо исполнителем и композитором. И писать стихи. Вообще хочется написать какую-либо книгу, правда, о чем - пока не знаю. Либо сборник стихов. Мне учительница по литературе предлагала издать стихи, и их уже достаточно для сборника, но за это надо платить", - рассказывает Наташа.
Есть у нее еще одно удивительное увлечение - двухколесный велосипед. Мест, где она может покататься, не так много, да и делать это получается не часто, так как за этим процессом обязательно должен кто-то наблюдать.
Семья Писаренко живет в трехкомнатной квартире на первом этаже девятиэтажного дома. Старшая дочь учится в педагогическом колледже на двух отделениях - учитель английского и учитель музыки. Через несколько лет и Наташе предстоит определяться с профессией. А выбор этот во многом будет зависеть от знаний, которые получит девочка.
Пока в семье еще не решили, пойдет ли Наташа в старшие классы гимназии или поменяет место учебы на колледж или лицей. Но где бы она ни училась, уже сейчас понятно, что осилить программу старших классов неспециализированного учебного заведения без помощи современных технических устройств ей будет очень сложно.
Полную мультимедийную версию очерка читайте на сайте www.rian.ru.