День рождения танго - танца любви и огненной страсти
11 декабря 2010 года

Международный день танго отмечается 11 декабря, в день рождения аргентинского певца, музыканта и киноактера, "короля танго" Карлоса Гарделя (Carlos Gardel, 1890-1935).

Его имя, так же как и его лицо, знакомо любому аргентинцу, однако никто не знает, где именно родился этот человек, ставший символом аргентинской культуры ХХ века. Согласно одной версии, Гардель родился во Франции, по другой - в Уругвае. Как бы то ни было, в возрасте двух лет вместе с матерью он приехал в Аргентину. Он вырос в Буэнос-Айресе, где стал известен как исполнитель народных песен, а затем начал петь танго и сниматься в кино. В 1917 году Гардель записал свою первую танго-песню композитора Самуэля Кастриоты "Моя грустная ночь". С этого момента жанр танго-песни и сам Гардель стали очень популярны.

ЮНЕСКО, внесшее танец в список мирового культурного наследия, объявило 2010 год Годом танго.

На родине танца, в столице Аргентины Буэнос-Айресе, ежегодно проходит чемпионат мира по танго. Танцевальные выступления посещают около 100 тысяч человек, более трети из которых - иностранцы. В 2011 году организаторы девятого чемпионата мира по танго планируют провести отборочные соревнования за рубежом, в том числе в США и Канаде.

ЭТОТ ТАНЕЦ...

Танго - танец-импровизация, в нем очень важно умение партнеров чувствовать друг друга. В этом танце не принято разговаривать, улыбаться, в нем даже не принято смотреть друг другу в глаза.

История танго в Аргентине насчитывает более 110 лет. Этот танец зародился в портовой зоне Буэнос-Айреса - квартале Ла-Бока, который стал пристанищем иммигрантов из Европы, приехавших в Аргентину в поисках лучшей доли.

Изначально этот танец "был мужским делом" и женщины в нем не участвовали. Поэтому никакой любовной подоплеки здесь не было. Просто "мачо" демонстрировали друг другу свою стать, танцуя на углах улиц, чтобы произвести впечатление или просто скоротать время, ожидая своей очереди в публичном доме.

Потом к танцу стали привлекать проституток, благодаря чему классический аргентинский танго-наряд женщины сохранил некоторые детали, свойственные представительницам "древнейшей профессии": узкое платье с умопомрачительным разрезом, сетчатые чулки, вызывающе декольтированная блузка и туфли на шпильках.

Партнер выглядит гораздо скромнее: костюм свободного покроя, прилизанные и напомаженные волосы, лакированные штиблеты и фетровая шляпа в гангстерском стиле.

В начале ХХ танго покорило Европу и США. В мировых столицах началась мода на сам танец и на все, что с ним связано: вечеринки, напитки, сигареты, одежду и обувь в соответствующем стиле. Танго тогда стало популярным и в России, хотя было официально запрещено. Так, в 1914 году появился указ министра народного просвещения, запрещающий в учебных заведения России само упоминание о "вошедшем в большое распространение танце под названием танго". После Октябрьской революции танго осталось под запретом, уже как танец "упадочной" буржуазной культуры.

Кроме Гарделя громадную роль в популяризации танго сыграл аргентинский композитор Астор Пьяццола. Благодаря ему танго обогатилось классической полифонией, джазовыми гармониями и, в конце концов, вырвалось из танцевальных залов на волю, превратившись в серьезную музыку - в так называемое nuevo tango (новое танго) - стиль, рассчитанный, прежде всего на слушателя, а не на танцора.

Пьяццола играл вместе с великими джазовыми музыкантами, такими как Гарри Бартон. Именно благодаря Пьяццоле, nuevo tango стал одним из джазовых стилей, развивающихся в русле латиноамериканского джаза.

ОТКУДА ОН ПРИШЕЛ

Слово "танго" имеет африканское происхождение, его возводят к языку нигерийского народа ибибио, где оно значило танец под звук барабана. Словарь Испанской королевской академии словесности, 1899 года издания, определяет танго как "веселье и танец негров или низших слоев общества в Америке". Однако существует и другое мнение, согласно которому название происходит от латинского tango - "касаюсь". Ведь именно касание предмета своего вожделения составляет одну из главных сторон этого дерзкого танца.

Несмотря на то что мы называем танго "аргентинским", авторские права на него заявляет и Уругвай. Длящийся уже не одно десятилетие спор между этими странами о том, кто же все-таки изобрел танго, очень напоминает спор ирландцев и шотландцев об авторстве виски. Истина, как всегда, находится где-то посередине.

Как это ни прискорбно для аргентинцев, считается, что первое танго "Ла-Мороча" создал уругваец Энрике Саборидо. Самое замечательно танго всех времен "Ла-Кумпарсита" также сочинил уругваец, Херардо Родригес. Но если бы не было Буэнос-Айреса, мир скорее всего никогда бы не узнал этого зажигательного эротичного танца. Именно в аргентинской столице танго превратилось в предмет культа низших слоев общества, и именно отсюда из портовых районов оно выплеснулось в Европу.

Старый Свет был поражен энергетикой и вызывающей откровенностью фантастического латиноамериканского танца.

Существует множество танцевальных стилей танго, в том числе аргентинское, уругвайское, бальное (американского и международного стилей), финское и старинное. Салонное танго отличается более строгими правилами от сценической версии, где пары могут даже включать элементы других танцев.

СТАЛЬНОЙ БАНДОНЕОН

В Буэнос-Айресе, в одном из самых престижных районов Пуэрто-Мадеро, в 2007 году был установлен памятник танго. Аргентина - единственная страна в мире, где установлен монумент целому направлению в музыке и танце. Даже в США нет памятника джазу, а в Италии - тарантелле.

Памятник представляет собой гигантский бандонеон - особую разновидность гармони, завезенную из Германии и используемую в танго-оркестре. Он изготовлен из нержавеющей стали, высотой в 3,5 метра и весом в две тонны. Средства на его строительство были собраны поклонниками танца и частными компаниями.

Бандонеон назван так по имени своего изобретателя - Генриха Банда. Бандонеон использовался для исполнения духовной музыки в церквях Германии и в конце XIX века был завезен в Аргентину, став со временем символом страны.

Играть на нем необычайно сложно. В бандонеоне две клавиатуры, но фактически в бандонеоне их четыре - нажатие одной и той же кнопки может давать разные звуки при вдохе и выдохе мехов. Кроме того, можно менять звучание движением колена, на которое кладется бандонеон во время исполнения. Единственное место в Европе, где можно получить систематические знания в области игры на бандонеоне, - консерватория в Нидерландах. Именно поэтому в Европе можно насчитать лишь 15 - 20 бандонеонистов.

Одно из лучших танго-шоу аргентинской столицы можно посмотреть в уютном ресторане Chanta Cuatro. Перед входом в ресторан - памятник королю танго. Ресторан находится в квартале Альмагро, где век назад Гардель завоевал популярность и прожил большую часть своей жизни. Неподалеку и дом-музей певца, в котором он жил вместе со своей матерью. Весь квартал оформлен в стиле первой трети XX века.

Одно из самых знаменитых танго Гарделя - "Мой любимый Буэнос-Айрес", и город платит ему такой же любовью, доходящей до идолопоклонничества. Похоронен певец на кладбище в районе Чакарита, его пышный мавзолей всегда украшен цветами, а в руке у статуи Гарделя часто дымится зажженная рукой заботливого почитателя сигарета.

ТРАДИЦИЯ НОЧНОЙ ЖИЗНИ

В Буэнос-Айресе сохранилась старая богемная традиция настоящей ночной жизни. Вечером многие жители выходят на прогулку. Множество поклонников танго идут в клубы. Милонги - это танцевальные вечера, которые организуются каждый день. Чтобы понять, что такое аргентинское танго, нужно отправиться именно туда. Вечера танго в Буэнос-Айресе - главная приманка для туристов.

Ла-Бока - красочный квартал Буэнос-Айреса. Когда-то его населяли бедные художники и иммигранты, которые строили свои дома из листов шифера и выкрашивали их в разные цвета остатками корабельной краски. На пешеходной улице Каменито можно стать свидетелем танго-экспромтов и насладиться атмосферой праздника за столиком уютного кафе. Как и всякий порт, Буэнос-Айрес долгое время был пристанищем контрабандистов - и в первую очередь район Ла-Бока.

Сейчас Ла-Бока - один из бедных районов, однако его историческую артерию - улицу Каминито - и прилегающие к ней кварталы превратили в туристическую зону со множеством ресторанов, кафе и лавочек.

Сегодня танго в Буэнос-Айресе танцуют везде, где только можно: на улицах Сан-Тельмо, где в свое время появились первые танцоры, и в ресторанах, в театрах, кабаре и кафе.

Кафе "Тортони", пожалуй, самое знаменитое из множества подобных заведений. Почти 100 лет это место остается излюбленным питейным заведением писателей, поэтов и музыкантов. Сегодня в задней комнате кафе "Тортони" по-прежнему танцуют танго под аплодисменты солидной публики. Хорхе Луис Борхес наслаждался здесь звуками танго в тяжеловесных кожаных креслах. Впрочем, в 20-х годах прошлого века здесь подавали не только булочки и кофе, но и, скажем, кокаин.

Танго - это движение, ритм, мелодия, грусть, надежда, страсть, любовь, отчаяние, воспоминание, нежность, борьба, эротика, секс, жизнь, свобода и что-то еще... Аргентинское танго танцуют во всем мире и, конечно, в России.

В фильме "Запах женщины" Аль Пачино танцует танго с Габриэль Анвар под мелодию Гарделя Por una cabeza. Эти три минуты - один из самых ярких моментов в фильме, их репетировали два месяца.

Аргентинский врач-психиатр Федерико Троссеро, автор недавно вышедшей книги "Танготерапия", утверждает, что многие болезни - от депрессии до шизофрении - можно лечить с помощью танго. Он преподает на кафедре университета города Росарио и вот уже более четырех лет использует этот танец в качестве лечебного средства, которое помогает людям избавиться от многих проблем со здоровьем.