Аллен Вуди
1 декабря 2010 года
Американский кинорежиссер, актер, сценарист, писатель и продюсер Вуди Аллен отмечает 1 декабря 75-летие.
Ниже приводится биографическая справка.
Вуди Аллен (Woody Allen), настоящее имя которого Аллен Стюарт Конигсберг (Allen Stewart Konigsberg), родился 1 декабря 1935 года в нью-йоркском районе Бруклин (США). Первые восемь лет Аллен посещал еврейскую школу, после чего перешел в старшую школу в Мидвуде.
В 15 лет он начал писать газетные фельетоны и юмористические миниатюры для ночных клубов, придумав себе творческий псевдоним Вуди Аллен.
В 1952 году, окончив учебу в школе, он поступил в Нью-Йоркский университет, где изучал курсы коммуникации и кинематографии, однако через некоторое время был исключен. Ален начал сотрудничать с популярными журналами "Нью Йоркер" (New Yorker), "Плейбой" (Playboy), "Эвергрин" (Evergreen), где регулярно публиковались его юморески и фельетоны. Он сочинял юмористические скетчи, выступал в ночных клубах Нью-Йорке как актер-комик и как музыкант.
Писал пьесы для бродвейских театров ("Сыграй это еще раз, Сэм", "Не пейте эту воду"), в 1970-х он написал одноактные пьесы "Бог" и "Смерть", вошедшие в сборник "Без перьев". А в 1981 году на Бродвее был поставлен спектакль по пьесе Аллена "Свет плавучего маяка". В 1995 году Аллен поставил одноактную пьесу "Централ Вест Парк", а в 2003 году - спектакль "Уголок Автора".
Вуди Ален довольно длительное время писал тексты для популярных в 1950-х годах американских комиков Бадди Хэккета (Buddy Hackett) и Боба Хоупа (Bob Hope).
В 1957 году Аллен стал редактором телешоу, где продолжал сочинять тексты. С 1961 года он стал активно выступать в шоу как актёр.
В 1965 году Аллен дебютитровал в кино сразу как актер и сценарист в фильме Клайва Доннера "Что нового, киска?" (What's New Pussycat?), а в 1966 году вышла и первая режиссерская работа Вуди Алена - "В чем дело, тигрица Лили?" (What's Up Tiger Lily?). Следующей стала пародия на фильмы о грабителях банков - комедия "Хватай деньги и беги". С тех пор Аллен, как правило, сам пишет сценарий, сам режиссирует и сам снимается в главной роли практически каждого своего фильма.
К концу 1960-х годов он завоевал репутацию крупнейшего комедиографа американского экрана.
1970-е годы стали для Аллена "десятилетием пародий". Он пародировал знаменитые сюжеты и стили великих мастеров, от писателей Льва Толстого и Федора Достоевского до Ингмара Бергмана. В этот период он создает фильмы, где выступает как сценарист, режиссер и актер: "Бананы" (Bananas, 1971), "Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить" (Everything You Always Wanted to Know About Sex, 1972), "Спящий" (Sleeper, 1973), "Любовь и смерть" (Love and Death, 1975) и дугие.
Вершиной его творчества критики считают нью-йоркскую трилогию "Энни Холл" (Annie Hall, 1977), за которую Вуди Ален получил "Оскар" в номинациях "лучшая режиссерская работа", и "лучший оригинальный сценарий".
Лента заняла 35 место в категории "100 лучших фильмов" по мнению Американской киноакадемии и четвертое место в категории "100 лучших комедий".
Далее последовали фильмы "Интерьеры" (Interiors, 1978) и "Манхэттен" (Manhattan, 1979).
В 1980-х годах лучшим фильмом Вуди Аллена стал "Зелиг" (Zelig). В этот период он снял фильмы "Воспоминания звездной пыли" (Stardust Memories, 1980), "Сексуальная комедия в летнюю ночь" (A Midsummer Night's Sex Comedy, 1982), "Бродвей Денни Роуз" (Broadway Danny Rose, 1984), "Ханна и ее сестры" (Hannah and Her Sisters, 1986). Последний фильм принес создателю очередного "Оскара" за сценарий, Майклу Кейну - за лучшую мужскую роль второго плана и Диане Уист - за лучшую женскую роль второго плана. Затем были фильмы: "Дни радио" (Radio Days, 1987), "Нью-Йоркские истории: Кошмар мамочки" (Oedipus Wrecks (in New York Stories, 1989), "Преступления и проступки" (Crimes and Misdemeanors, 1989) и другие.
В 1990-е годы Вуди Аллен создает фильмы: "Тени и туман" (Shadows and Fog, 1992), "Мужья и жёны" (Husbands and Wives, 1992), "Загадочное убийство в Манхэттене" (Manhattan Murder Mystery, 1994), "Великая Афродита" (Midhty Aphrodite, 1996), "Все говорят, что я люблю тебя" (Everyone Says I Love You, 1997), "Разбирая Гарри" (Deconstructing Harry, 1997) и другие.
Аллен не отказывается сниматься и у других режиссеров, в 1972 году он сыграл главную роль в киноверсии спектакля "Сыграй еще раз, Сэм", режиссером которой был Герберт Росс.
Лучшей же актерской работой Аллена стал сатирический острый фильм "Подставное лицо", снятый в 1976 году. В последние годы Ален в основном играет небольшие роли в своих фильмах.
В 2000-х годах Вуди Аллен в основном снимает в Европе. Лента "Мелкие мошенники" (Small Time Crooks), вышедшая в 2000 году, была его первым фильмом, снятым на студии DreamWorks. Далее последовали три фильма, снятые в Лондоне: фильм "Матч-пойнт" (Match Point, 2005), который стал одной из самых успешных киноработ Вуди Аллена за последние десять лет, фильмы "Сенсация" (Scoop, 2006) и "Мечта Кассандры" (Cassandra's Dream, 2007), после окончания съемок которого, Аллен перебрался в Испанию, где снял фильм, носящий название "Викки Кристина Барселона" (Vicky Christina Barcelona, 2008). Среди последних по времени работ режиссера кинолента "Будь что будет" (Whatever Works, 2009).
За свою литературную карьеру Аллен выпустил четыре сборника рассказов и пьес: "Сводя счеты" (1971), "Без перьев" (1975), "Побочные эффекты" (1980) и "Чистая анархия" (2007). На русском языке вышли его сборники "Риверсайд Драйв. Пьесы" в 2004 году и "Шутки Господа" в 2002 году.
Вуди Аллен - большой поклонник классической и джазовой музыки. Он с юности играл на кларнете, и, начиная приблизительно с конца 1960-х, периодически выступал на разных концертных площадках, в том числе в клубах. Ансамбль Аллена "Нью Орлинз Джаз Бэнд" каждую неделю играл старомодный джаз в Карлайл-отеле в Нью-Йорке.
Вуди Аллен и "Нью Орлинз Джаз Бэнд" записали два альбома: "The Bunk Project" (1993) году и саундтрек к "Разгульному блюзу" (1997). Летом 2008 года они выступили на джазовом фестивале в Монтре.
В 2008 году в Лос-анджелесской опере, возглавляемой испанским тенором Пласидо Доминго, состоялся дебют Вуди Аллена в роли оперного режиссера. Он поставил одноактную оперу "Джанни Скикки" (Gianni Schicchi), итальянского композитора Джакомо Пуччини (Giacomo Puccini), немного отредактировав и изменив финал оперы.
Вуди Ален - лауреат премии "Оскар" (1978, 1978, 1987). В 1978 году он получил премию "О`Генри" за рассказ "Случай с Кугельмасом", он дважды лауреат премии "Сезар" за лучший иностранный фильм (1980, 1986); премии "Золотой глобус" (1985, 2008); премии "Золотой лев" (1995); премии принца Астурийского (2002).
В 2002 году Вуди Аллен стал лауреатом премии "Пальмовая ветвь пальмовых ветвей", вручаемой на Каннском кинофестивале за общий вклад в кинематографию.
В 2005 году голосованием профессионалов Вуди Аллену было отдано третье место среди лучших комиков всех времен после Питера Кука и Джона Клиза.
Вуди Аллен был женат трижды. Первой его женой стала пианистка Харлин Розен, с которой они развелись, со своей второй женой, актрисой Луизой Лассер, Вуди прожил в браке три года. С актрисой Миа Фэрроу они никогда не были женаты официально, однако у них есть общий сын Ронан Шимус Фэрроу, а также двое приемных детей Мэлоун и Миша Фэрроу. "Развод" Вуди Аллена и Миа Фэрроу в 1992 году сопровождался громким скандалом и судебными процессами, в результате которых Аллен был лишен возможности видеться с приемными детьми, а встречи c сыном Ронаном были сильно ограничены.
Причиной разрыва с Миа Фэрроу стал роман Вуди с 22-летней Сун-Йи Превен, приемной дочерью Фэрроу. В 1997 году Сун-Йи Превен и Вуди Аллен поженились. В дальнейшем они также удочерили двух девочек, назвав их Беше и Мэнзи, в честь джазовых музыкантов Сиднея Беше и Мэнзи Джонсон.