Тысячи буддистов собрались на учения Далай-ламы для россиян в Индии
19 декабря 2011 года

Около 7 тысяч паломников из России, Индии, Китая, Монголии, Японии, США и других стран собрались на учения, которые проводит духовный лидер тибетского буддизма Далай-лама XIV по просьбе российских буддистов 19-21 декабря в своей индийской резиденции в городе Дхарамсала (предгорье Гималаев, штат Химачал-Прадеш).

По информации фонда "Сохраним Тибет", инициировавшего совместно с буддийскими регионами РФ учения знаменитого ламы, из России приехали около полутора тысяч паломников (преимущественно из Бурятии, Калмыкии, Тувы, а также Москвы, Санкт-Петербурге, Екатеринбурга). Несколько тысяч участников учений в этом году прибыли из Тибета.

"ВСЕ РЕЛИГИИ УЧАТ ЛЮБВИ"

Первый день учений Далай-лама начал с рассказа об истории вероучения, близости всех людей и религий и недопустимости экстремизма и религиозной розни.

"Здесь собрались люди из разных стран. Я знаю, что есть китайцы, японцы... Мы должны зародить в своем сердце правильную мотивацию - позитивную, устремление к просветлению ради пользы всех живых существ", - сказал Далай-лама.

Он сравнил россиян, которые на протяжении десятилетий господства атеистического советского режима "не имели возможность слушать Дхарму" (религиозное учение буддизма, ведущее к избавлению от страданий и страхов перед сансарой), с тибетцами, оказавшимися, по его словам, в аналогичной ситуации.

Далай-лама напомнил, что в Индии 2600 лет назад появился Будда Шакьямуни и примерно в то же время пришел Махавир (тоже знаменитый учитель - основатель джайнизма), но на ее территории распространились и другие религии, помогающие многим людям.

"Некоторые люди, привязывающиеся к своей религиозной традиции и относящиеся к религии поверхностно, говорят "моя религия", отделяя себя от других, и под флагом религии разжигают конфликты и противоречия", - сказал Далай-лама.

Однако "великие учителя всех религий", по его словам, "опирались на практику терпения и сострадания".

"Все религии учат любви, состраданию, умению прощать", - подчеркнул Далай-лама.

ЧТО ТАКОЕ "Я"

Буддийский лидер отметил, что все религии пытаются найти ответы на три вопроса: что такое "я", есть ли у этого "я" начало и конец.

"Я" - всего лишь ментальное обозначение, наложенное на нашу психо-физическую совокупность", - сказал Далай-лама. А тело и ум, по его словам, имеют не только грубую форму, но и тонкую, переходящую в "следующую жизнь". Именно сохранением "тонкого тела" и "тонкого ума" в "грубом теле" буддисты объясняют неподвластные пока большинству наук феномены нетленности после смерти тел некоторых великих учителей.

"У нас сейчас появилось оборудование и специалисты, которые могут работать с ним и изучать это явление", - отметил лама.

Он отметил, что в целом буддизм не разделяет представлений о Боге-Творце и "говорит, что нет начала и конца "я".

ГЛАВНОЕ - "ПОКОЙ УМА"

"У нас есть мозг, в котором происходят химические реакции. Но не химические реакции управляют нашими мыслями. Сегодня ученые говорят, что наши мысли влияют на состояние нашего мозга", - подчеркнул Далай-лама.

Он отметил, что когда человек становится несчастным и что-то идет не так в его жизни, доктора обычно советуют ему отдохнуть. Однако если этот человек лежит на диване, а его ум терзают зависть, ревность, ненависть и гордыня - эти "негативные мысли не дают человеку по-настоящему отдохнуть".

"Самое главное - чтобы был покой у нашего ума, а не тела. Когда мы держим свой ум под контролем, когда мы спокойны и счастливы - мы не устаем, даже при очень напряженном графике", - подчеркнул Далай-лама.

По его словам, ментальный комфорт обладает несравненно большей силой, чем физический, - и "счастливое состояние ума" способно превозмочь самые большие трудности и сильную боль.

Тибетский духовный лидер убежден, что в основе страданий первое звено - это неведение, порождающее неверные действия и плохую карму.

"Буддизм говорит, что мы способны избавиться от омрачений (ума - ред.), которые продолжаются лишь до тех пор, пока мы не достигнем состояния будды", - заключил Далай-лама.

ТИБЕТСКИЙ ЧАЙ

На время учений для россиян Дхарамсала частично стала "русским городом" - на узких гористых улочках, где толпы пешеходов смешиваются с постоянно гудящими машинами и непринужденно бродящими коровами, повсюду слышна русская речь. Даже продавцы лавок начали говорить по-русски (благо, учения проводятся не первый год и очевидно не последний).

Чтобы занять место в главном храме Дхарамсалы Цуглакан, паломники приходят рано утром, за несколько часов до учений, к началу которых в самом храме и во дворе перед ним уже в буквальном смысле "яблоку негде упасть". Перед входом на обширную территорию храма все традиционно проходят строгую проверку: помимо металлоискателей, это еще и обыск, поэтому длинную очередь верующих заблаговременно делят на мужскую и женскую части. Запрещено проносить с собой мобильные телефоны, фото- и видеоаппаратуру, компьютеры и, конечно же, оружие.

При входе в храм буддисты снимают обувь и плотно рассаживаются рядами на полу (на матах, подушках, "пенках" и ковриках). При этом стараются утеплиться, поскольку помещения не отапливаются, а многочисленные окна открыты настежь.

Утешением зачастую страдающему телу паломника во время многочасовых учений служат разносимые тибетскими монахами лепешки и тибетский чай, готовящийся по особому рецепту - с молоком, маслом и солью.

Во время обеденного перерыва во дворе храма тысячам слушателей также бесплатно раздают еду - бананы, рис, дал (подливка из чечевицы с овощами и зеленью).

Паломники проявляют дружелюбие и взаимопомощь, беспрепятственно находя общий язык (чаще всего английский, тибетский или русский).

Далай-лама говорит на тибетском, его слова синхронно переводятся на английский, а затем на русский и еще несколько языков (включая испанский, итальянский) и транслируются в интернете на русскоязычных сайтах dalailama.ru и savetibet.ru.

УЧЕНИЯ-2011

Программа учений Далай-ламы для россиян включает "посвящение Чакрасамвары" (Чакрасамвара - божество, считающееся проявлением будды невозмутимого спокойствия), комментарии к философским трактам буддизма (текстам Чже Цонкапы "Счастливая судьба" и геше Лангри Тангпы "Восемь строф о тренировке ума"), ответы Далай-ламы на вопросы россиян и дополнительные лекции признанных буддийских учителей.

Несколько лет назад духовный руководитель фонда "Сохраним Тибет", верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и лама Бурятии Ело Ринпоче обратились к Далай-ламе от имени российских буддистов с просьбой "даровать" специальные учения. "Согласно нашему первоначальному плану, учения должны были продолжаться на протяжении трех лет, ведь мы попросили даровать посвящения в тантры трёх йидамов (божеств - ред.): Ямантаки (2009), Гухьясамаджи (2010) и Чакрасамвары (2011)", - отметил Тэло Тулку Ринпоче.

В первом, 2009 году, из России приехало свыше 800 паломников. На следующий год учения Далай-ламы в Дхарамсале посетили уже более 1200 человек из России и СНГ, а общее число участников превысило 5 тысяч. На подобных учениях Далай-лама обращается, прежде всего, к тем ученикам, которые выступили инициаторами учений, но слушателями могут становиться все желающие буддисты.

Учения 2011 года знаменательны тем, что впервые Далай-лама выступит на них в качестве только религиозного лидера - в марте этого года он передал все вопросы управления тибетским сообществом в эмиграции демократически избираемому руководству и сосредоточился на духовном наставничестве. В качестве основных направлений своей деятельности он выделяет пропаганду межрелигиозной гармонии и общечеловеческих ценностей.

Организаторами учений Далай-ламы для российских буддистов в 2011 году выступили Буддийский центр "Ринпоче Багша" (Бурятия), Объединение буддистов Калмыкии и хурул (храм) "Золотая обитель Будды Шакьямуни" (Калмыкия), Объединение буддистов Тувы и фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма "Сохраним Тибет" (Москва).

ДАЛАЙ-ЛАМА XIV

Буддисты считают Далай-ламу (в переводе - "Океан-учитель") воплощением Авалокитешвары - будды сострадания.

Далай-лама XIV (Лхамо Дхондруп, впоследствии Тэнзин Гьяцо) родился 6 июля 1935 года в деревушке Такцер на северо-востоке Тибета. В 1937 году он был признан реинкарнацией своего предшественника - Далай-ламы XIII, а в 1940 - возведен на престол.

После включения Тибета в состав Китая Далай-лама XIV в 1959 году переехал в Индию, где нашел пристанище в город Дхарамсала. Там же обосновалось "тибетское правительство в изгнании".

За просветительскую деятельность в разных станах и миротворческие усилия Далай-лама удостоен в 1989 году Нобелевской премии мира.

В России Далай-лама бывал несколько раз с краткосрочными поездками. Российские буддисты надеются в скором времени снова увидеть его в своих регионах. Так, по информации регионального объединения буддистов Тувы, верующие считают, что тибетский духовный лидер должен благословить возведение нового храма в Кызыле, и написали письмо министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову, в котором просят предоставить визу Далай-ламе для въезда в республику в 2012 году.

Основной причиной, затруднявшей визит Далай-ламы в Россию, было то, что до марта этого года он официально сочетал функции как духовного лидера мирового значения, так и политического руководителя правительства Тибета в эмиграции, и его поездки в другие страны, сопровождавшиеся встречами с государственными деятелями, вызывали ноты протеста со стороны Китая.

Однако и после того, как этой весной с Далай-ламы были сняты политические полномочия, Пекин обвиняет его в стремлении добиться отделения Тибета от КНР. И летнюю встречу президента США Барака Обамы с Далай-ламой, на которой буддийский лидер заявил, что считает Тибет частью Китая, Пекин назвал грубым вмешательством во внутренние дела КНР, вредящим китайско-американским отношениям.

Буддизм - древнейшая мировая и одна из основных четырех традиционных религий России. По данным Центра тибетской культуры и информации в Москве, свыше миллиона жителей страны - буддисты, причем большинство исповедуют именно тибетское направление и соответственно почитают Далай-ламу.