Новый конфликт назрел в Театре на Таганке - глава департамента культуры
20 декабря 2011 года
Новый конфликт назрел в Театре на Таганке, из которого в июле после серьезных разногласий с труппой ушел основавший этот театр режиссер Юрий Любимов, считает руководитель столичного департамента культуры Сергей Капков.
Любимов совмещал должности директора и художественного руководителя театра. После его отставки по просьбе коллектива директором театра с возможностью частично выполнять функции худрука был назначен актер Валерий Золотухин, пришедший на Таганку в 1964 году, одновременно с Любимовым. Контракт с ним был заключен 16 октября сроком на год, до 15 октября 2012 года.
"Сейчас у нас там (в театре) уже новый театральный конфликт между частью труппы, которая поддерживает Юрия Петровича и не согласна с тем, что Золотухин из репертуара снимает его спектакли", - сообщил Капков на дискуссии, состоявшейся в рамках проекта "Платформа" в центре современного искусства "Винзавод" в понедельник вечером.
По его мнению, конфликты в театральном сообществе неизбежны, поскольку оно живое.
"Вопрос, чью сторону будет занимать департамент, всегда будет решаться индивидуально", - сказал Капков. При этом он не уточнил, на чьей стороне находятся сейчас симпатии чиновников.
Со своей стороны, заместитель руководителя департамента культуры Евгения Шерменева, которая курирует столичные театры и концертные площадки, сказала , что смена руководства каждые три месяца по требованию трудового коллектива ни к чему хорошему не приведет.
"Мы хотим посмотреть, что будет, потому что если мы будем каждые три месяца в зависимости от требования трудового коллектива менять решения, ничего хорошего не выйдет. Взял на себя Валерий Золотухин ответственность за коллектив - будем спрашивать с него. Поэтому пока все проблемы, которые там возникают, - это проблемы не департамента, а того человека, который взял на себя ответственность", - сказала она.
Вместе с тем, считает Шерменева, существует гораздо более важная проблема взаимоотношений внутри театрального коллектива, когда он начинает диктовать условия своему руководителю, а не заниматься творческой деятельностью под его началом.
"При этом коллектив у нас не несет ответственности за те решения, которые приняты под его давлением. Они говорят - поменяйте нам директора, поменяйте нам главного режиссера, нам не нравится ситуация с Любимовым, нам не нравится теперь ситуация с Золотухиным. Никакую юридическую ответственность коллектив не несет, от этого и происходят все беды", - считает собеседница агентства.
По ее мнению, спорные вопросы может урегулировать только лидер театрального коллектива, это может быть и худрук театра, и директор, и завлит, или же они все вместе. Причем, отметила она, эффективное сосуществование трех одинаковых по значению для театра, но занимающихся разными делами фигур не является утопией.
"Есть прекрасный пример частного театра - Студия театрального искусства, где есть лидер Сергей Женовач, который окружил себя очень серьезными творческими помощниками и советчиками, которые вместе ведут этот театр в том направлении, которое им нужно", - сказала Шерменева.
Капков считает, что функции худрука и директора в театре необходимо разделять, причем в отдельных случаях с худруком можно заключать бессрочный контракт. По мнению главы департамента, вопросы по обновлению и переустройству закостенелой системы легче решать с директором, в то время как художественный руководитель своим авторитетом мог бы привлекать к работе современных режиссеров, чтобы "разговаривать с поколением на одном языке".
"Средний возраст художественного руководителя в Москве - 64,5 года, это все заслуженные, очень уважаемые мной люди, но очень мало среди них тех, кто пускает на свои площадки новых режиссеров, готов ставить на эксперимент. Изменить эту ситуацию сложно", - сказал Капков.
Он отметил, что столичный департамент культуры сейчас финансирует "Школу театрального лидера", которая создается на базе Центра имени Мейерхольда для того, чтобы в будущем предупредить возникновение конфликтов в театрах. Также планируется выделить систему грантов через программу "Открытая сцена" не только для театров, но и режиссеров.
"То есть любой человек может прийти, выиграть грант на спектакль и, взяв эти деньги, пойти на открытую площадку, которой может быть "Платформа" или Театр Гоголя, или даже федеральный театр. Набрать артистов под этот спектакль, либо прийти в театр, где есть репертуарная труппа, и поставить этот спектакль с ними. Мне кажется, это немного оживит московскую театральную школу", - сказал Капков.