Сенаторы США спорят о включении в резолюцию по операции в Ливии слов про "смену режима"
14 апреля 2011 года
Сенатские слушания по вопросу участия США в операции в Ливии задерживаются и, вероятно, состоятся уже после двухнедельных каникул сенаторов, которые начинаются на следующей неделе, сообщает в четверг блог Cable на сайте журнала Foreign Policy.
Президент США Барак Обама официально проинформировал 21 марта конгресс о решении оказать военную помощь международной коалиции, проводящей операцию в Ливии. Согласно так называемому "Закону о военных полномочиях", президент США может самостоятельно принять решение о направлении войск для участия в операциях за рубежом, а уже потом в недельный срок уведомить конгресс о таком решении.
Согласно закону, американские вооруженные силы могут участвовать в операциях за рубежом без согласия конгресса лишь в течение 60 дней. Этот срок может быть продлен до 90 дней, по истечении которых президент обязан отдать приказ о прекращении использования вооруженных сил США за пределами страны.
"Закон о военных полномочиях" был принят конгрессом США в 1973 году, после войны во Вьетнаме. Он призван ограничить полномочия президента США, касающиеся участия страны в войнах, и усилил роль конгресса в вопросах об американском военном вмешательстве в события за пределами США.
"Конгресс был обеспокоен тем, что президент США Барак Обама направил американские вооруженные силы для участия в операции в Ливии... Но сейчас, почти месяц спустя после начала военный действий, сенат демонстрирует гораздо меньшее желание начать дебаты по Ливии, нежели тогда (в первые дни атак на войска Муамара Каддафи)", - отмечает блог.
"Возможно, что сенат не скоро начнет обсуждение этого вопроса. Ключевые сенаторы из обеих партий по-прежнему говорят на разных языках, обсуждая будущую резолюцию", - говорится в сообщении.
Вместе с тем, глава международного комитета сената демократ Джон Керри рассказал в интервью Cable, что работа над резолюцией по участию американских военных в операции в Ливии уже началась, а сам документ должен поддержать решение Обамы. По словам сенатора, в работе над резолюцией активно участвует сенатор-республиканец Джон Маккейн и демократ Карл Левин.
Вместе с тем, признался Керри, несмотря на то, что представители обеих партий нашли общий язык по большинству пунктов резолюции, между ними остаются разногласия "по двум словам" текста. "Я не знаю, будет ли у нас время (проголосовать по резолюции до каникул). Мы нашли общий язык, но по паре слов у нас есть разногласия", - отметил Керри.
По данным источников Cable, разногласия у сенаторов возникли вокруг понятия "смена правящего режима (в Ливии)".
Именно приверженность США идее смены правящего режима в Ливии является ключевым пунктом готовящейся резолюции. Ряд демократов считает, что при принятии резолюции сенату следует ограничиться только упоминанием необходимости защиты прав граждан Ливии, но не включать в нее пункт об обязательной смене режима. На это не готовы пойти республиканцы, которые видят в уходе Каддафи главную цель коалиции и США. В настоящее время большинство республиканцев не готово пожертвовать этим условием.
Многие сенаторы жалуются на то, что до сих пор не получили от администрации исчерпывающего разъяснения целей и задач США в Ливии, которое необходимо для одобрения действий Обамы.
"У нас нет плана, нет оценок успеха, нет бюджета, а также прогнозов того, сколько еще придется потратить на операцию и постконфликтное урегулирование. Мы продолжим требовать от правительства все эти важные документы", - сказал блогу республиканец Ричард Лугар.
Тем не менее, несмотря на то, что сенаторы ранее неоднократно поднимали вопросы о необходимости присоединения США к коалиции, большинство из них с самого начала поддержали действия, направленные против Каддафи. Лишь некоторые назвали это решение ошибочным, напомнив, что администрация до сих пор не справилась с безработицей и огромным бюджетным дефицитом.
Сенатор Лугар стал одним из немногих республиканцев, негативно отозвавшихся о решении президента США присоединиться к операции в Ливии. Он заявил, что рапорты об успешных бомбардировках не убедили его в том, что администрация приняла правильное решение. Сенатор заявил, что ошибочно тратить значительные средства на международные операции в то время, когда американская экономика все еще восстанавливается после кризиса 2008-2009 годов.
Лугар также напомнил о заявлениях госдепартамента про разрозненность ливийской оппозиции и высказал сожаление, что президент одобрил участие США в операции, хотя еще не в достаточной степени понятно, кто те самые люди, в защиту которых проводятся авианалеты. "Мы действительно так и не узнали, кто те люди в Ливии, которых мы пытаемся поддержать", - сказал тогда сенатор.
В середине февраля в Ливии начались массовые демонстрации с требованием ухода правящего страной более 40 лет Муамара Каддафи, которые впоследствии переросли в вооруженное противостояние между правительственными силами и мятежниками. Международные организации заявляют о тысячах жертвах, власти Ливии это отрицают.
СБ ООН 17 марта принял резолюцию, предусматривающую введение бесполетной зоны над Ливией и открывающую возможность иностранного военного вмешательства в ситуацию в этой североафриканской стране. Операция под военным руководством США началась 19 марта, а 31 марта руководство кампанией, получившей условное наименование "Объединенный защитник", полностью перешло к представителям командования НАТО.
Третьего апреля вооруженные силы США объявили о прекращении своего непосредственного участия в военной операции, возложив обязанности по завершению миссии на Великобританию, Францию и других союзников по НАТО. Пентагон заявлял, что его роль была сведена к поддержке действий европейских стран НАТО и патрулированию бесполетной зоны над Ливией. Однако позднее стало известно, что истребители ВВС США продолжили наносить удары по объектам ПВО Ливии даже после передачи командования военной операцией Североатлантическому альянсу.
Президент и госсекретарь США не раз подчеркивали, что Соединенные Штаты не являются инициатором операции, а присоединились к ней по просьбе коалиции.