Московский театр "Современник"
15 апреля 2011 года

Московский театр "Современник" отмечает 15 апреля 55-летие со дня основания.

Ниже приводится справочная информация о театре.

Днем рождения Московского театра "Современник" принято считать 15 апреля 1956 года, когда группа выпускников Школы-студии Московского Художественного театра (МХАТ), назвавшаяся "Студией молодых актеров", в 12 часов ночи на крошечных учебных подмостках показала спектакль "Вечно живые" по пьесе Виктора Розова.

В апреле 1958 года "Студия молодых актеров" официально стала Театром-студией "Современник" при МХАТ, а с 1965 года - Московским театром "Современник", главным режиссером которого был назначен Олег Ефремов.

Одну из главных своих задач театр видел в необходимости говорить со зрителем на языке современности. Основатели театра - Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и другие присоединившиеся к ним выпускники Школы-студии МХАТ, хотели, чтобы их театр-студия был театром современной темы, выражающим мысли и стремления их поколения.

В протоколе заседания труппы 21 февраля 1964 года, хранящемся в архиве театра, есть краткая объяснительная записка, в которой сказано: "Наш репертуар должен быть современным независимо от того, советская это или западная пьеса, современная или классическая ... ".

Очень скоро "Современник" стал любимым театром молодежи и интеллигенции. Почти в каждой новой работе театр открывал новые возможности молодой труппы.

К концу 1960-х годов Московский театр "Современник" стал сложившимся художественным организмом с талантливой труппой. Имена Олега Ефремова, Галины Волчек, Евгения Евстигнеева, Лилии Толмачевой, Олега Табакова, Игоря Кваши стали широко известны.

В 1960-е и 1970-е гг. в труппе театра было много актеров, составивших славу русского, тогда еще советского театра, несмотря на то, что многие из них и покинули "Современник". Это были Нина Дорошина, Евгений Евстигнеев, Владимир Заманский, Ольга Фомичева, Михаил Козаков, Татьяна Лаврова, Владимир Сергачев, Константин Райкин, Юрий Богатырев, Олег Табаков, Олег Даль, Анастасия Вертинская, Андрей Мягков, Владимир Земляникин, Сергей Сазонтьев, Анастасия Вознесенская и другие.

Театр много ездил по стране, его спектакли "Вечно живые", "В день свадьбы", Традиционный сбор" Виктора Розова, "Пять вечеров", "Старшая сестра", "Назначение" Александра Володина, "Голый король" Евгения Шварца, "Без креста!" по Владимиру Тендрякову, "Двое на качелях" Уильяма Гибсона, "Всегда в продаже" Василия Аксенова, "Обыкновенная история" по Ивану Гончарову, "Баллада о невеселом кабачке" Эдварда Олби, "На дне" Максима Горького и многие другие были событиями в театральной жизни страны.

Изменения в политической жизни России, пришедшиеся на 1970 гг., значительно затруднили работу "Современника", который все чаще стал подвергаться цензурным ограничениям. Кроме того, в это время в театре произошел раскол. Приняв приглашение возглавить МХАТ, ушел из театра его основатель и руководитель Олег Ефремов. За ним труппу покинула значительная часть ведущих актеров. "Современник" оказался на грани закрытия. Его возглавила художественная коллегия.

14 сентября 1970 года главный режиссер-руководитель театра "Современник" Олег Ефремов передал дела вновь назначенному директору театра Олегу Табакову. К тому времени текущий репертуар театра состоял из 22 названий, среди которых "С вечера до полудня" Виктора Розова, "Назначение" Александра Володина, "Вкус черешни" Агнешки Осецкой, "Оглянись во гневе" Джона Осборна, "Принцесса и дровосек" Галины Волчек и Маргариты Микаэлян и др.

В 1972 г. руководство театром "Современник" приняла на себя Галина Волчек, став главным режиссером театра (ныне художественный руководитель). В труппу пришли новые актеры и среди них Марина Неёлова, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Авангард Леонтьев и др. Театр продолжал работать над современной темой, привлекая к сотрудничеству новых авторов: Чингиза Айтматова, Михаила Рощина, Александра Вампилова, Аллу Соколову, Василия Шукшина, Александра Галина и других.

Из более чем ста спектаклей, поставленных на сцене театра за все годы его существования, почти две трети написаны авторами специально для "Современника".

Театр ставит пьесы Генриха Ибсена и Луиджи Пиранделло, Уильяма Шекспира и Альфреда де Мюссе. В репертуар театра вошли новые для советского/российского зрителя имена американских драматургов Теннесси Уильямса и Ариэла Дорфмана, израильского автора Йосефа Бар-Йосефа, итальянца Ренато Майнарди.

Пьесы американского драматурга Эдварда Олби - "Баллада о невеселом кабачке" (1967) и "Кто боится Вирджинии Вульф?" (1984), а также инсценировка Александра Гетмана по одноименному роману Эриха Марии Ремарка "Три товарища" (1999) стали событиями театральной жизни и надолго остались в репертуаре театра.

Поставленный в 1989 году Галиной Волчек спектакль "Крутой маршрут" по автобиографической книге Евгении Гинзбург получил международное признание во время гастролей "Современника" в США, Германии, Финляндии.

В последние годы "Современник" часто обращается к классическому репертуару: "Играем... Шиллера!" (сценическая версия пьесы Фридриха Шиллера "Мария Стюарт", 2000), "Мертвые души" (по мотивам одноименного произведения Николая Гоголя, 2000), "Три сестры" Антона Чехова (2001), "Бесы" (инсценировка Альбера Камю по роману Ф.М. Достоевского, 2004), "Гроза" (фантазия на тему пьесы Алексея Островского, 2004) "Шинель" Николая Гоголя (2004), "Горе от ума" Александра Грибоедова (2007) и др.

Театр "Современник" много гастролирует, он побывал во всех странах Восточной Европы, а с недавнего времени в Италии, Германии, Швейцарии, Финляндии.

Четыре раза гастролировал в США. Первые гастроли состоялись а 1990 году, когда театр был приглашен в Сиэтл, где его спектакли "Крутой маршрут" и "Три сестры" стали частью культурной программы Игр доброй воли. Затем в 1996 и 1997 гг. были гастроли "Современника" в Нью-Йорке на Бродвее, тогда театру присудили общенациональную премию США в области драматического театра - Drama desk award, которой впервые за всю историю существования этой награды был отмечен иностранный коллектив.

В ноябре 2004 г. театр показывал в США два своих спектакля - "Три товарища" Эриха Марии Ремарка и "Трудные люди" израильского драматурга Йосефа Бар-Йосефа.

В труппе "Современника" рядом с основателями театра Галиной Волчек, Лилией Толмачевой, Игорем Квашой и мастерами старшего поколения Ниной Дорошиной, Людмилой Ивановой, Геннадием Фроловым, Лией Ахеджаковой, Мариной Неёловой, Валентином Гафтом, Авангардом Леонтьевевым блистательно работают актеры нового поколения Елена Яковлева, Елена Миллиоти, Елена Козелькова, Тамара Дегтярева, Сергей Гармаш, Михаил Жигалов, Василий Мищенко, Валерий Хлевинский, Валерий Шальных, Мария Аниканова, Ольга Дроздова, Екатерина Семенова, Чулпан Хаматова, Илья Древнов, Максим Разуваев, Александр Хованский, Сергей Юшкевич и многие другие.

В театре ставили спектакли Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Роман Виктюк, Валерий Фокин, Игорь Кваша, Римас Туминас, Нина Чусова, Кирилл Серебренников, Анджей Вайда, Михаил Ефремов, Александр Галин и др.

За свою более чем полувековую историю театр "Современник" сменил несколько адресов в Москве. Поначалу своего помещения театр не имел, и первые спектакли проходили на разных сценических площадках. В 1961 году труппа получила в свое распоряжение здание на площади Маяковского (в 1970-х гг. здание было снесено).

В 1974 г. театр переехал в реконструированное здание бывшего кинотеатра "Колизей" (1913 г. постройки, архитектор Роман Клейн) на Чистых прудах 19, где находится в настоящее время.

5 октября 2004 года открылась Другая сцена театра "Современник" (Чистопрудный бульвар, дом 17), являющаяся пристройкой к старому зданию театра. Площадка оборудована по последнему слову техники и может трансформироваться в зависимости от желаний режиссеров. Это пространство, предназначенное для реализации эксклюзивных авторских проектов, было построено театром за счет инвесторов.