Шестимесячные младенцы "узнают" в речи отдельные слова
28 марта 2011 года
Услышанные интонация и ударения в непрерывной речи помогают шестимесячным младенцам не только выделять в ней отдельные слова, но и ассоциировать их с визуальной информацией, сообщают ученые в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Мохиниш Шукла (Mohinish Shukla) из университета Рочестера в США и его коллеги исследовали процесс освоения языка у детей. Как отмечается в работе, младенцы очень быстро осваивают родной язык, однако природа этих способностей изучена плохо. В частности, неясно, как дети учатся "разбивать" поток звуков, который они слышат, на смысловые единицы, не зная правил, согласно которым устроен язык.
"Как подтвердит любой взрослый, изучающий иностранный язык, воспринимать незнакомую речь как последовательность слов очень трудно", - пишут ученые в статье.
Ученые тестировали 13 мальчиков и 11 девочек в возрасте от 165 до 192 дней. Детям показывали картинку стола в комнате, на котором двигались красный круг, синий квадрат и желтый треугольник. За движением взгляда младенцев ученые следили с помощью специальных датчиков.
В ходе тренировки "добровольцев" один из авторов произносил конструкции из пяти слогов, в которых два слога особо выделялись ударением и интонацией. В этот момент на экране двигался красный круг, выбранный учеными в качестве целевого объекта. Таким образом авторы "связывали" визуальную и звуковую информацию.
Затем малыши смотрели на стол с фигурами и слушали более длинные предложения, которые произносил тот же человек. Ученые следили за тем, как дети реагировали на "слово" из двух слогов, которым в ходе тренировки обозначался красный круг.
Оказалось, что маленькие участники исследования не только в целом смотрели на круг дольше, чем на другие фигуры, но и явно реагировали на произнесение его "названия". При этом если это "слово" в экспериментальной речи обособлялось интонационно и ударением, дети переводили свое внимание на круг. В противоположном случае "добровольцы" не узнавали называемый объект.
"Можно предположить, что младенцы уже в самом начале жизни "запрограммированы" предполагать, что слова как-то связаны с интонационными границами фраз, что способствует процессу запоминания слов", - заключается в статье.